Глава 1

Игровые жанры и типы перспективы

Прежде чем перейти к основному содержанию книги, оговорим несколько базовых понятий, с которыми нам потом придется часто сталкиваться. В первой части этой главы вы познакомитесь с нашим вариантом классификации игровых жанров. Это необходимо, чтобы говорить с вами на одном языке. Кроме того, прежде чем сесть за компьютер и начать писать собственную игру, имеет смысл определить, в каком жанре (или их комбинации) вы намереваетесь творить.

К тому же нам понадобятся термины, описывающие перспективу игры - точку, с которой игрок наблюдает за происходящим. В разделе «Типы игровой перспективы» мы объясним и снабдим примерами такие понятия, как «вид с высоты птичьего полета», «игра от первого (третьего) лица», «изометрическая проекция» и т.п.

Ну что ж, как говаривал Дюк Ньюкем, приступим...

Игровые жанры

Экшен-игры (Action) и аркады (Arcade)

Эти игры привлекают своих поклонников скорее возможностью пощекотать нервы и проверить скорость реакции, нежели захватывающим сюжетом или хитроумными игровыми стратегиями. Действие развивается очень быстро, и победить можно только слившись с клавиатурой (или мышью) в единое целое и доведя движения до полного автоматизма. Самые популярные среди экшен-игр - трехмерные (3D) шутеры («стрелялки») от первого лица, вроде Quake (id Software) или Unreal (Epic MegaGames/GT Interactive). Если вы предпочитаете прямой контакт с противником или, проще говоря, драки, к вашим услугам сериалы Mortal Kombat (Midway). К экшен-играм относятся и так называемые «платформеры» (или платформенные игры), например Oddworld: Abe's Exoddus (Oddworld Inhabitants/GT Interactive) или Heart of Darkness (Amazing Studio/Interplay), а также некоторые игры с видом от третьего лица, или, «из-за плеча», - Tomb Raider (Core Design/Eidos Interactive), MDK2 (BioWare/Interplay), Heretic II (Raven/Activision) и др.

Экшен-игры (как компьютерные, так и приставочные) являются сегодня одним из самых популярных жанров. Рамки этого жанра довольно широки и включают в себя игры с самыми разнообразными изюминками. Например, Half-Life, классический ЗD-шутер, основан на глубоком, захватывающем сюжете. (Использовано с разрешения Sierra Studios.)

Стратегии

Стратегические игры делают ставку на логическое мышление и трезвый расчет. Точное распределение времени и ресурсов здесь обычно важнее быстроты действий и вовлеченности в судьбу персонажа. Путь к победе лежит через разработку оптимальной тактики и четкое выполнение планов, причем создатели игры, как правило, оставляют управление (подвластным вам народом/армией/боевой единицей) полностью на усмотрение игрока.

Стратегические игры делятся на пошаговые (или походовые), вроде Civilization (MicroProse) и Heroes of Might and Magic (3DO), и стратегии в реальном времени (real-time strategy, RTS), которые усложняют игру тем, что пользователю приходится удерживать в голове множество одновременно происходящих событий. Примерами таких игр могут послужить StarCraft (Blizzard) и Age of Empires (Ensemble Studios/Microsoft).

Игры компании Blizzard WarCraft и WarCraft II (здесь приведена сцена из последней) наряду с Command & Conquer и родоначальником жанра Dune II (Westwood Studios) были одними из первых стратегий в реальном времени. (Использовано с разрешения Blizzard Entertainment, Inc.)

Квесты (Quests, Adventures)

Квест, игра-приключение, с первых секунд погружает игрока в мир, полный тайн и головоломок. В таких играх обычно присутствует линейный сюжет, согласно которому вы, главный герой, должны достичь некоей высшей цели, общаясь с другими персонажами и используя различные предметы. Иногда здесь могут встретиться и элементы экшен-игры. Прекрасные примеры этого жанра - Grim Fandango (LucasArts), а также Myst (Cyan/Broderbund) и The Last Express (Smoking Car/Broderbund).

Ролевые игры (RPG)

Ролевые игры, или РПГ (RPG или CRPG, Computer Role Playing Games), - это практически то же самое, что и квесты, но в них больше внимания уделяется развитию основных персонажей, росту их умений и возможностей (что отражается повышением числовых характеристик), а также диалогам и стратегии схваток, нежели решению головоломок. В играх этого жанра мы сталкиваемся с великими эпическими подвигами и огромными фантастическими мирами, полными вспомогательных персонажей, управляемых компьютером (non-player characters, NPC). К тому же, если в классических квестах сюжет задан раз и навсегда (или линеен), то в ролевых играх часто именно от игрока зависит, как повернутся события. Нередко присутствуют и дополнительные задания, не связанные напрямую с основным сюжетом.

В РПГ могут встречаться как экшен-элементы (вспомните хотя бы Diablo от Blizzard), так и черты стратегий. Старые ролевые игры, которые часто обозначают аббревиатурой MUD (от multi-user domains/dungeons, или дословно - «многопользовательские темницы»), являются текстовыми (см. об этом чуть ниже) и играть в них можно только через Интернет. Большинство из них использует в качестве интерфейса программу Telnet вместо обычных Интернет-браузеров. Впрочем, многие поклонники этого жанра давно переключились на куда как более живописные графические сетевые игры вроде Ultima Online (Origin/Electronic Arts) или Everquest (Verant/Sony Interactive).

Final Fantasy VII от Squaresoft (картинка вверху) и Baldur's Gate от Interplay. Две популярнейшие РПГ, разительно отличающиеся как по дизайну, так и по стилю игры. (© 1997/1998 Square Co., Ltd. FINAL FANTASY и SQUARESOFT - зарегистрированные торговые марки Square Co., Ltd. Все права защищены. Скриншот из Baldur's Gate приводится с разрешения компании Interplay Productions.)

Спортивные игры

В эту жанровую группу входят симуляторы различных спортивных игр - как одиночных, так и командных. Игра ведется от лица участника или тренера. При создании спортивных симуляторов одинаково важны реализм, скорость реакции и тактика.

В качестве примеров популярных спортивных игр можно назвать серию NHL (Electronic Arts), WWF: Warzone (Acclaim), PGA Championship Golf (Siena Sports).

Симуляторы

Название говорит само за себя: игра сводится к максимально реалистической имитации некоего объекта или процесса. Обычные симуляторы - это трехмерные игры от первого лица, имитирующие разные виды техники: самолеты, танки, вертолеты или подводные лодки. Примеры: симулятор боевой авиационной техники времен второй мировой войны World War If Fighters (Jane's Combat Simulations) и танковый симулятор Armored Fist (NovaLogic).

Есть также игры, имитирующие мир животных, - Wolf (Sanctuary Woods) или SimEarth (Maxis). Ну а для тех, кто страдает манией величия, созданы «симуляторы Бога» (журнал Game.EXE традиционно относит их к стратегиям. - Примеч. ред.), где игрок должен строить города, коммуникации и другие жизненно важные объекты и управлять ими. Неплохие примеры: SimCity 3000 (Maxis/Electronic Arts) и Populous 3: The Beginning (Bullfrog/Electronic Arts).

Знаменитая игра Falcon 4 (MicroProse) принадлежит к одному из наиболее популярных видов симуляторов: она моделирует воздушные сражения. При создании игр этого жанра самое главное - максимально соблюдать реализм. (Приводится с разрешения компании Hasbro Interactive.)

Головоломки (логические игры)

К головоломкам, или логическим (иногда их называют еще классическими) играм, относятся в первую очередь те, с помощью которых человечество коротало вечера до изобретения компьютера. Это карточные игры, игры со словами и настольные игры: шахматы, шашки, нарды, крестики-нолики, маджонг, разнообразные пасьянсы. В последнее время к «классике» стали также относить и простейшие компьютерные игры раннего периода, например тетрис, «Сапер» (Minesweeper) или Bust-A-Move.

Следует заметить, что некоторые из этих игр сочетают в себе элементы разных жанров (как показано на примере РПГ) или оперируют различными типами игровой перспективы.

(Кстати, недавно появился еще один игровой жанр, получивший название «музыкальный». Такие игры, как Bust a Groove (989 Studios) и Parappa the Rapper (Sony) сфокусированы на музыке, пении и танцах. Похоже, этот захватывающий вид развлечений ждет большое будущее...)

Типы игровой перспективы

Ниже приведены краткие характеристики основных типов игровой перспективы.

Игры от первого лица (first-person)

Как уже отмечалось, подобная перспектива особенно любима разработчиками экшен-игр. В большинстве ЗD-шутеров игрок видит окружающий мир глазами своего персонажа. Примеры: Duke Nukem 3D (3D Realms/GT Interactive), Turok: Dinosaur Hunter (Iguana/Acclaim).

Вид от первого лица используется и в других жанрах. Среди них симуляторы (Microsoft Combat Flight Simulator), квесты (John Saul's The Blackstone Chronicles от Legend Entertainment/Mindscape), стратегии (Battlezone от Activision и Uprising от Cyclone Studios/3DO) и ролевые игры (Lands of Lore III от Westwood Studios).

Перспективе от первого лица часто отдается предпочтение, так как она придает игре больший реализм. Вот так выглядит экран в вашей любимой игре Deer Hunter II. (Приводится с разрешения компании GT Interactive Software Corp. и Wizard Works, Inc.)

Игры от третьего лица (third-person)

Эта перспектива, известная также как «вид из-за плеча», позволяет играющему наблюдать на экране своего героя. Ее тоже довольно часто используют в современных играх, тем более что большинство из них - трехмерные. У игры «из-за плеча» есть свои достоинства. Она позволяет вам не только расширить угол зрения, но и планировать возможные ходы вашего героя, видеть, куда он в принципе может пойти, что невозможно, если вы играете «от первого лица».

Перспектива «от третьего лица» используется во многих играх - как компьютерных, так и консольных. Перечислим самые известные: сериал Tomb Raider, Mario 64, Legend of Zelda: Ocarina of Time, Crash Bandicoot: Warped, Metal Gear Solid и Resident Evil...

Игра Tomb Raider (Eidos Interactive) стала одним из первых блокбастеров, где использовалась перспектива от третьего лица и «умная» камера, следующая за героиней игры Ларой Крофт. На иллюстрации - кадр из 3-й части сериала Tomb Raider. (Приводится с разрешения компании Eidos Interactive, Inc.)

Впрочем, не думайте, что играть от первого лица можно только в экшен-игры или аркады. Эту перспективу предпочитают почти все спортивные игры; не обделяют ее вниманием и РПГ (серия Final Fantasy), а также квесты (взять хотя бы King's Quest: Mask of Eternity или Gabriel Knight III: Blood of the Sacred, Blood of the Damned).

Игры с высоты птичьего полета (top-down)

Комментарии здесь излишни. Вы видите игровое пространство сверху, как бы паря над ним. Обычно такая перспектива появляется в стратегических играх (как в походовых, так и в RTS) - она позволяет игроку свободно командовать своими войсками или мирными жителями, дает возможность быстро оценивать ситуацию. Примеры: StarCraft, Civilization, Steel Panthers и Panzer General (SSI).

К играм других жанров, построенным по этой модели, относятся, к примеру, Get Medieval - ролевая игра в стиле ретро, созданная компанией Monolith, гоночная аркада Death Rally (Remedy/Apogee/GT Interactive) старые игры серий Ultima и Zelda, а также многие классические двухмерные игры раннего периода, включая популярные аркады Centipede и Frogger.

Не забывайте и об играх, имитирующих пинбол. Большинство из них также использует вид сверху. Иллюстрация взята из пакета дополнений к Balls of Steel. (Приводится с разрешения компании 3D Realms/Apogee, Inc.)

Игры в изометрической проекции

Их часто путают с играми с высоты птичьего полета. Вы наблюдаете за; игрой не просто сверху, а как бы сверху и со стороны, что создает впечатление трехмерности происходящего. Эта перспектива используется в Diablo, Baldur's Gate (BioWare/Interplay), Little Big Adventure 2: Twinsen's Odyssey (Adeline/Activision).

В квесте Sanitarium (ASC Games) используется изометрическая проекция. Ее предпочитают многие разработчики игр, так как она позволяет видеть одновременно как игрока, так и окружающую обстановку. (Приводится с разрешения компании ASC Games, Inc.)

Игры с видом сбоку

Вид сбоку - типичная перспектива для двухмерных экшен-игр и аркад. Сейчас он становится все менее и менее популярным, хотя в конце 80-х - начале 90-х годов широко использовался в «платформерах». Примеры: серии игр Mario Brothers и Sonic the Hedgehog.

Эта перспектива применяется и в некоторых современных играх. Сейчас, на фоне изобилия проектов от первого и третьего лица, такое решение даже кажется свежим и оригинальным. Примеры: Jazz Jackrabbit 2 (Epic MegaGames), Worms 2 (Team 17/MicroProse), Claw (Takarajimasha/ Monolith), Oddworld: Abe's Exoddus и Oddworld: Abe's Oddysee (Oddworld Inhabitants/GT).

Игры Claw (Monolith, картинка вверху) и Creatures 2 (Mindscape) используют традиционную двухмерную перспективу. (Приведено с разрешения Monolith Productions, Inc. и Mindscape Entertainment, Inc. соответственно.)

Игры в текстовом режиме

Игр, которые не используют графику вообще или используют ее очень скудно, - совсем немного. Помимо классических текстовых ролевых игр начала восьмидесятых, вроде знаменитого сериала Zork от компании Infocom или «Hitchhiker's Guide to the Galaxy» Дугласа Адамса, неплохим примером текстовой игры является более современная игрушка под названием You Don't Know Jack.

Игра-викторина You Don't Know Jack (Berkeley Systems) очень популярна как в дисковом, так и в сетевом варианте. Игра выполнена в текстовом режиме с параллельным звуковым повествованием. (You Don't Know Jack - зарегистрированная торговая марка Jelly vision, Inc., скриншот использован с разрешения Jellyvision и Berkeley Systems, Inc.)

Заметим напоследок, что во многих играх вы можете менять перспективу в зависимости от того, что происходит на экране. Среди таких игр European Air War (MicroProse), Need For Speed III: Hot Pursuit (Electronic Arts), Jedi Knight (LucasArts) и Тот Clancy's Rainbow Six (Red Storm Entertainment).

Кроме того, в последнее время разработчики все чаще экспериментируют, смешивая разные жанры и используя разные перспективы.